В 2023/2024 учебном году учреждении функционирует 5 группы интегрированного обучения и воспитания: 1 группа воспитанников второй младшей группы, 2 группы воспитанников среднего дошкольного возраста, 2 группы старшего дошкольного возраста,
Воспитание и обучение детей с нарушениями речи в условиях групп интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основании программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи», авторы-составители Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз.
При организации образовательного процесса с детьми с нарушениями речи на уровне дошкольного образования руководствуемся инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в УДО в 2023/2024 уч. году».
Зачисление воспитанников в группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании:
- заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи воспитаннику);
- заявления законного представителя воспитанника.
Психолого-педагогическое обследование воспитанников является частью образовательного процесса и осуществляется в начале и в конце учебного года в зависимости от формы организации образовательного процесса и тяжести физических и (или) психических нарушений.
С целью планирования коррекционной работы с воспитанниками, зачисленными в группы интегрированного обучения и воспитания, в начале каждого учебного года проводится психолого-педагогическое обследование, предполагающее заполнение речевых карт для дальнейшего определения коррекционного процесса каждого воспитанника.
Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания является преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, социальная адаптация и интеграция детей в общество. Особое внимание уделяется развитию речи как средства общения, коррекции общего и речевого поведения, нормализация регуляторной деятельности детей.
Задача, которую решает учитель-дефектолог - формирование правильной речи детей, как полноценного средства общения. Задача решается в преемственности с воспитателями дошкольного образования группы интегрированного обучения и воспитания.
Для достижения задач коррекционно-развивающей работы учитель-дефектолог и воспитатель дошкольного образования работают в тесном взаимодействии: воспитатель дошкольного образования обучает детей различным приёмам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, а учитель-дефектолог использует данные приёмы для устранения речевых нарушений.
Воспитатель дошкольного образования находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с речевыми нарушениями. Кроме того, в режимных моментах (в отличие от учителя-дефектолога), воспитатель дошкольного образования имеет возможность многократного повторения и закрепления поставленных звуков, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка.
Во время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель дошкольного образования своими вопросами побуждает детей к речевому общению.
Воспитатели дошкольного образования проводит систематический контроль за речью детей и исправляет их ошибки не только в специально-организованной деятельности, но и в процессе всех режимных моментов.
Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:
– повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
– развитие познавательных и речевых способностей.
Совместная коррекционная работа в группе интегрированного обучения и воспитания предусматривает решение следующих задач:
– дефектолог формирует первичные речевые навыки у детей с речевыми нарушениями;
– воспитатель дошкольного образования закрепляет сформированные речевые навыки.
Учитель-дефектолог на фронтальных занятиях формулирует темы и отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями, обучает элементам грамоты. Всё это способствует развитию связной речи воспитанников.
Учитель-дефектолог определяет общие и частные задачи развития речи детей, намечает объем и содержание коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется по двум направлениям: устранение собственно речевого нарушения; преодоление и предупреждение вторичных проявлений.
Учитель – дефектолог проводит следующие виды занятий:
1. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Программное содержание составляется с учётом тематического принципа. На каждом году обучения представлены: содержательный компонент, словарь, задания направленные на формирование лексико-грамматических средств языка и развития связной речи.
2. Формирование произносительной стороны речи предполагает формирование правильного произношения звуков, развитие просодической стороны речи, воспитание культуры речевого общения.
3. Обучение грамоте (старший дошкольный возраст). Основными задачами подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями речи являются: развитие фонематического слуха и восприятия; формирование ориентировки в языковой системе; формирование навыков звукового анализа и синтеза. Материалом обучения грамоте являются звуки, слоговые структуры, предложения.
В процессе обучения используются следующие формы организации занятий: индивидуальные, подгрупповые. Ежедневное количество занятий, их продолжительность определяются расписанием занятий, которое составляется с учётом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования.
От чёткости постановки коррекционно-развивающих задач зависит содержание деятельности учителя-дефектолога, а следовательно – её результаты. Задача должна быть конкретна и диагностична, то есть учитель-дефектолог ставит задачу формировать у детей определённое умение.
На любом фронтальном занятии учитель-дефектолог точно представляет, какое практическое умение будет отрабатывать с учётом индивидуальных особенностей ребёнка; также использует материалы различной степени сложности, учитывающие интересы и возможности разных категорий детей и их речевых нарушений.
Учитель-дефектолог группы интегрированного обучения и воспитания проводит консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями воспитанников по вопросам индивидуализации обучения и воспитания ребенка, а также по необходимости и по запросам законных представителей воспитанников.
Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе создаёт благоприятную среду для преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей. Важным в коррекционном процессе является формирование у законных представителей адекватной позиции в отношении наличия того или иного нарушения речи у их ребёнка.
Основными формами взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя дошкольного образования с законными представителями являются: родительское собрание, посещение открытых занятий, консультации, беседы, Дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, а также информирование с использованием информационно-коммуникативных технологий: на сайте учреждения дошкольного образования.
Эффективность коррекционно-образовательной работы зависит не только от тесного сотрудничества учителя-дефектолога с законными представителями воспитанников, но и от преемственности со специалистами дошкольного учреждения: воспитателем дошкольного образования, музыкальным руководителем (использование на музыкальных занятиях логопедических попевок, логоритмических упражнений, музыкально-ритмических движений с пением, дыхательных упражнений, игра на детских музыкальных инструментах), руководителем физического воспитания (игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики, подвижные спортивные игры с речевым сопровождением, игры на развитие пространственной ориентации) и педагогом – психологом (развитие познавательных способностей, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, тонкой моторики пальцев рук), которые совместно решают ряд поставленных задач.
В учреждении дошкольного образования созданы условия для обучения и воспитания дошкольников в группах интегрированного обучения и воспитания для детей с нарушениями речи. Имеется демонстрационный и раздаточный материал по разделам и направлениями коррекционно-педагогической работы.
Учебный план, в интегрированных группах для детей с нарушениями речи составлен на основе учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с тяжёлыми нарушениями речи, утверждённого Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.09.2019г. №150. Календарно-тематическое планирование осуществляется по образовательным областям учебного плана и по направлениям коррекционных занятий. При планировании занятий используется творческий подход к разработке программного обеспечения коррекционного процесса.
Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания является преодоление речевых нарушений, социальная адаптация и интеграция детей в общество.